LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Чего мы ждем?

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

И когда раздастся финальный свисток,
Когда закончится время,
Я предстану пред моим Спасителем
И получу кубок победителя...
Поется на мотив исполняемой на Би-би-си песни «Победный матч»

Что же все-таки для христиан означает термин «последнее время»? Конец ли это всего вообще или просто конец мира в том виде, в каком мы знаем его сейчас? Используя терминологию футбола, можно сказать: игра (жизнь) заканчивается, победители (лучшая команда) получают награду, вот и вся история.

Вероятно, именно так большинство людей — если они вообще думают о таких вещах — описали бы конец: когда «девяносто минут» заканчиваются, все подходит к концу, а будет или нет церемония награждения, — зависит оттого, как человек относится к Богу.

На самом деле все гораздо сложнее. Основополагающий принцип христианского вероучения, как утверждает Символ веры, состоит в том, что Христос «придет снова в славе судить живых и мертвых, и Его царству не будет конца»: всеобщий суд будет означать начало вечной жизни (для тех, кто будет признан заслуживающим ее) в Царстве Божьем. Христиане расходятся только в вопросе о времени, предшествующем суду.

Проблема проистекает из различий в толковании первых стихов 20-й главы Откровения, где говорится о видении дракона, «змия древнего, который есть диавол и сатана», ввергнутого в бездну, где он лежал скованный тысячу лет. После этого, говорит Иоанн, «ему должно быть освобожденным на малое время» (ст. 3). Пока сатана томится в бездне, замученные христиане воскресают и царствуют с Христом 1000 лет — период, который иногда называют тысячелетним царством Христа. За этим следует освобождение сатаны, суд над всеми мертвыми и, наконец, явление нового неба и новой земли.

Чего же мы ждем? Это зависит от того, к какому периоду мы относим свою жизнь. Живем ли мы до того, как Христос будет царствовать со своими святыми тысячу лет? Так считают пре-милленарии, верования которых стали особенно популярны в Соединенных Штатах в XX в. Эти верующие ожидают возвращения Христа в телесном виде и утверждают, что тысячелетнее царство будет на земле (что является весьма вероятным толкованием 20-й главы Откровения, т. к. по окончании 1000 лет именно на земле силы зла будут вновь отпущены на волю).

Другая сторона, постмилленарии, также видят это правление Христа именно на земле, но они считают, что оно уже началось. По их мнению, мы живем в период тысячелетнего царства, а Иисус придет по завершении этой тысячи лет. В общем, следует сказать, что люди, придерживающиеся последней точки зрения, смотрят на настоящее с оптимизмом, в то время как премилленарии, особенно в Америке XIX и XX вв., видят настоящее как период все возрастающего зла. В любом случае конечный катаклизм выглядит устрашающе, возвещает ли он завершение тысячелетней эпохи мира, которая, как считают постмилленарии, началась почти незаметно, или же он, согласно учению премилленариев, знаменует начало этой эпохи и возвращение Христа. Разница между этими двумя подходами сказывается тогда, когда речь заходит о расчетах времени конца, поскольку, как мы увидим, она определяет если не пределы погрешности, то, по крайней мере, некоторую свободу вычислений.