LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Игра с числами

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

Многие (если не большинство) предсказаний о конце света включают в себя манипуляцию числами. Иногда эта игра с числами дает какую-то дату, после чего люди ищут подходящие события (признаки), чтобы подтвердить ее. В других случаях происходит иначе: кому-то по тем или иным причинам выгодно отнести конец света к какому-то определенному времени, к которому и привязываются конкретные цифры. Чаще всего бывает невозможно сказать, что первично — признаки или дата: своего рода эсхатологическая ситуация курицы и яйца.

В протестантской Англии XVII в. весьма популярной датой конца был 1656 г. — благодаря параллелизму с потопом, который относили к 1656 г. после сотворения мира. Бесспорно, эта дата была удобной как для религиозной, так и для политической пропаганды. В частности ее можно было использовать в решении еврейской «проблемы». Задолго до того евреи были изгнаны из Англии, а в 1648 г. произошли еврейские погромы на Украине. Было заявлено, что разрешение украинским евреям переселиться в Англию ускорит их обращение в христианство и тем самым приблизит последние времена. Сходным образом оправдывалась и экспансионистская политика Англии в Америке. Существовала теория, что часть американских индейцев — потомки пропавших колен Израиля. Таким образом, колонизация служила якобы той же цели — приближению конца света. По свидетельству историка Кристофера Хилла, число обратившихся в христианство евреев в 1656 г. было весьма незначительным (хотя они и вернулись в Англию), однако внешнеполитическое ведомство Англии сделало себе на этом хорошую рекламу.

Если в приведенных выше примерах использования дат мы видим хотя бы поверхностную связь с библейскими источниками, то другие случаи такой игры с числами еще более сомнительны. Такова, например, аргументация Пареуса. Перенеся дату разрушения Иерусалима с 70 г. на 73 г. н. э., он смог утверждать не только то, что в этом (73) году началось тысячелетнее царство, но и — ближе к делу — что тысяча лет закончится в 1073 г., т. е. в год вступления на римский престол папы Григория VII.

Такая манера обращения с числами имеет очень древнее происхождение. Когда автор Книги Екклесиаста писал: «...что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», — он, возможно, не был столь пресыщен жизнью, как кажется. Скорее, это его утверждение отражает влияние вавилонской астрологии. Вавилоняне полагали, что у истории нет начала и конца. Для них моделью исторического процесса был непрекращающийся цикл, однако, в отличие от современных индусов, они не рассматривали жизнь как непрерывно вращающееся колесо рождения, смерти и нового рождения, или реинкарнации. В их представлении это колесо делало оборот, затем возвращалось обратно, и каждый раз смена направления его движения была отмечена катастрофами. При первом обороте все события жизни протекают нормально, но при обратном ходе колеса все происходит наоборот: люди рождаются старыми и в процессе жизни становятся все моложе, приближаясь к золотому веку. Два века длятся 36 тыс. лет; этот цикл должен повторяться, пока существует вселенная.

Такой взгляд на историю не мог долго соседствовать с иудейской верой в Бога как творца всей жизни, поскольку в вавилонском представлении о золотом веке земля сама порождает людей и поддерживает их жизнедеятельность. Однако мы уже видели, что влияние Вавилона ощущается в иудейских апокалиптических писаниях и вне их. В частности, вавилоняне передали иудеям свою страсть к числам и способы измерения времени, основанные на наблюдениях за движением солнца и луны, а также свое представление об апокалиптическом хаосе. И поскольку их вращающийся мир был бесконечным, для них действительно не было ничего нового под солнцем.

Еще одно возможное наследие вавилонян — особое значение, которое они придавали числу четыре. Наделение этого числа особым смыслом было заимствовано у них греками, что отражается, помимо прочего, в том, что по представлению греков жизнь на земле возможна благодаря именно четырем элементам. Таким образом, четыре царства, представленные четырьмя зверями в 7-й главе Книги Пророка Даниила, могут означать полную завершенность: после них остается только конец.