LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Возрождающийся Израиль

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

Евреям всегда отводилась незавидная роль в христианской эсхатологии. Так, в средние века считали, что антихрист будет евреем по рождению; и в то же время мысль, что перед концом евреи должны быть обращены в христианство и возвращены в Израиль приводила к весьма двойственному отношению к ним со стороны христиан. Поскольку многие христиане верили, что обращение и восстановление Израиля должно произойти прежде, чем сами они получат надежду славы, в их содействии миссионерской работе среди евреев и политической поддержке восстановления Израиля легко было увидеть эгоистический интерес. В конце Второй мировой войны, когда открылись ужасы истребления евреев, христиане, движимые чувством вины, с еще большим энтузиазмом содействовали их возвращению на родину, хотя была и другая точка зрения: некоторые считали, что судьба евреев была пророческой — знаком их страданий во время великой скорби. В исключительно сложной политической обстановке на Ближнем Востоке многие американские премил-ленниалисты, включая ведущих политиков и евангелиста Билли Грэма, безоговорочно поддержали Израиль.

В городе Халле (Северный Йоркшир) работает компания под названием «Хорошие новости о путешествиях». По данным прессы, за пять лет с момента распада Советского Союза эта компания обеспечила перевозку 20 тыс. евреев со всех концов Украины в киевский аэропорт, откуда они могли улететь в Израиль. Эту акцию назвали «Исход». В поддержку своих действий организаторы ссылались на ветхозаветных пророков Иеремию, Исайю и Иезекииля: «Мы живем в последнее время... Бог собирает Свой народ с северных земель в Израиль... и христиане, неевреи, должны помочь им. Пророчества, произнесенные 2,5 тыс. лет назад, исполняются в 90-е гг. XX в.».

Евреи, совершающие это автобусное путешествие, по общему наблюдению, казались слегка смущенными всем происходящим. Некоторые из них действительно были рады тому, что едут, хотя изображение Израиля идиллическим прибежищем без всякого упоминания о его неустойчивом политическом положении весьма далеко от истины. Каждая новая волна еврейских иммигрантов ложится дополнительной тяжестью на социальные службы Израиля. Но участники акции «Исход», по-видимому, не хотят знать об этом. Пресса приводит высказывание одного из них: «Когда я доставляю евреев в аэропорт, я чувствую, что спас их. Эта работа так же важна, как и приведение людей к Христу». Что это — христианская забота о людях или просто просвещенный эгоизм?

Однако христианская поддержка Израиля проявляется особенно сильно не в Великобритании, а в США, и началось это задолго до возникновения сионизма. Вероятно, это в значительной степени можно объяснить тем, что диспенсационализм всегда имел больше последователей в Штатах, чем в стране, где он возник.

В 1916 г. диспенсационалист Блэкстоун составил так называемый «меморандум», обращенный к президенту Соединенных Штатов Вудро Вильсону. Это была петиция, призывающая президента созвать международную конференцию, цель которой — выступить с призывом вернуть Палестину евреям. Это движение получило широкую поддержку среди большинства протестантских церквей. Петиция была также одобрена лидерами сионистского движения, которые, по всей видимости, хорошо понимали природу учения Блэкстоуна, и тем не менее готовы были сотрудничать с ним.

Однако современный еврейский комментатор высказал предположение, что лидеры сионистов могли не знать, в какой степени Блэкстоун был вовлечен в миссионерскую работу среди евреев, начавшуюся с основания Чикагской еврейской миссии в 1877 г. Он приводит также высказывание Блэкстоуна о том, что только ортодоксальные иудеи и сионисты должны возвращаться в Израиль. Либеральные иудеи обречены на гибель во времена скорби вместе с христианами — непротестантами.

В конечном счете, хотя президент Вильсон и симпатизировал всей этой затее, публично он петицию не принял, вероятно, опасаясь последствий отделения Палестины от тогдашней Османской империи. И после мирной конференции 1919 г., которая поддержала идею существования арабского государства в пределах «Большой Сирии», инициативы Блэкстоуна вскоре были забыты, как и видение Америки в образе «современного Кира», который должен помочь иудеям вернуться в Израиль. Только в 70-е гг. Соединенные Штаты предприняли значительные политические шаги в поддержку Израиля. Иаков Ариэль заключает свой анализ петиции 1916 г. ироническим замечанием:

"Сегодняшние фундаменталисты... не рассматривают еврейское государство как гарантию безопасности и процветания евреев. Образование Израиля воспринимается скорее просто как шаг к тысячелетнему царству. Существование нового государства — не более чем временная стадия в эсхатологическом расписании, средство, предназначенное подготовить почву для мессианской эры".