LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Четыре мировых царства
из книги "Что будет с этим миром?" Иоахим Лангхаммер

Ядро всех пророчеств о возникновении четырёх могущественных мировых держав под главенством людей мы находим в книге пророка Даниила. Эти царства представлены там в двух различных аспектах:

Во 2-ой главе книги Даниила описан сон Навуходоносора, в котором приход этих царств освещен больше с внешней стороны, там они представлены в своём земном блеске. 7-ая глава Даниила открывает в "видении четырёх зверей" их настоящую сущность, демонический характер этих внешне роскошных могущественных империй.

Для лучшего рассмотрения прихода этих, сменяющих друг друга мировых держав мы обратимся вначале ко 2-ой главе книги Даниила, а затем к 7-ой главе.

1. Сон Навуходоносора

Во время вавилонского пленения пророк Даниил служил при дворе царя Навуходоносора. Во время своего служения он получил от Бога способность истолковать сон Навуходоносора, от которого "возмутился дух его, и сон удалился от него" (Дан.2,1).

Навуходоносор увидел во сне большой истукан в человеческом образе, стоящий пред ним в чрезвычайном блеске. Этот сияющий истукан имел золотую голову, серебряную грудь, медные бедра, железные голени и ноги частью железные, частью глиняные. "Доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан, в железные и глиняные ноги его, и раздробил их ... и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю" (Дан.2,34-35).

Не нашлось никого, кто бы мог объяснить значение этого сна царю. Тайну этого сна мог открыть один Бог, в этом видении было показано "царю Навуходоносору, что будет в последние дни" (Дан.2,28). Только Даниилу и его друзьям было дано объяснить царю значение сна (Дан.2,36).

Сон Навуходоносора показал приход и закат четырёх могущественных мировых держав, которые одна за другой должны прийти на землю. При этом внимание зрителя направлено особенно на внешний блеск этих будущих царств: золотая голова, серебряная грудь и т.д. Поэтому Навуходоносор увидел "огромный истукан, в великолепном блеске" (Дан.2,31). Эти атрибуты выразительно показывают внешность четырёх мировых держав, которые на высоте своего могущества всегда подкупают своей величиной, величием и мирской роскошью.

1. Золотая голова

"Ты, царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу... и поставил тебя владыкою. Ты - эта золотая голова" (Дан.2,37,38).

Первым мировым царством было вавилонское царство, или Вавилон (606-536 г. до Р.Хр.). Царь этого царства Новоходоносор сам назван "золотой головой". Он первый господствовал над этим роскошным царством до 562 г. до Р.Хр. Затем на его трон взошли Эвильмеродах (до 560 г. до Р.Хр.), Нериглиссар (559 г. до Р.Хр.) и Набонид (до 539/38 г. до Р.Хр.). Последним царём в Вавилоне был Валтасар, который был убит персами, чему был свидетель Даниил (Дан.5,30).

2. Серебряная грудь

"После тебя восстанет другое царство, ниже твоего" (Дан.2,39).

Вторым мировым царством было царство Мидян и Персов, коротко названное мидо-персидским царством (Дан.5,30). Оно возникло в 536 г. до Р.Хр. на развалинах Вавилона, но не достигло его блеска и поэтому было названо в пророчестве только "серебряной грудью". Его владыкою был мидо-персидский царь Кир (Ис.45,1), который позволил Израильтянам в 536 г. до Р.Хр. возвратиться на родину (ср. книги Ездры и Неемии). Мидо-Персы царствовали примерно 200 лет.

3. Медные бедра

"И ещё третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею" (Дан.2,39).

Третьим мировым царством была Греция, которая в 333 г. до Р.Хр. сменила пepcoв, когда македонский царь Александр Великий разбил при сражении у Киликийского города Иссоса персидского царя Дария III. В последующие десять лет Александр расширил границы своего царства до Индии и Афганистана. "Медные бедра" должны были наглядно изобразить великую движущую силу этого молодого завоевателя.

Когда Александр Великий умер в 323 г. до Р.Хр, четыре его лучших друга и офицера приняли эту великую империю, разделили её между собой и образовали четыре царства (периоды диадохов). Кассандр принял Грецию, Лизимакос Фран-кию и часть Малой Азии, Селевком пошел в Сирию и Вавилон, а Птолемей стал господствовать над Египтом.

Однако эти четыре царства, некогда составлявшие одно, просуществовали недолго; одно за другим они были постепенно заваёваны римлянами.

4. Железные ноги

"А четвёртое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет всё, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать" (Дан.2,40).

Четвёртой мировой державой в пророчестве Даниила была Римская империя. С железной твёрдостью Римляне завоевали себе господство над миром. Но выход к полному владычеству им удалось совершить лишь тогда, когда римский император Юлий Октавиан 2 сентября 31 г. до Р. Хр захватил в знаменитом морском сражении при Актии последнее из четырёх греческих царств. Поскольку это царство находилось тогда под владением египетской царицы Клеопатры, которая со своей стороны была последним потомком Птолемея, полководства Александра Македонского, то вместе с нею прекратил своё существование последний оплот греческой мировой державы. Рим же вырос в безграничную мировую державу.

Юлий Октавиан носил также имя Август. Во время его царствования Сын Божий в образе человека пришел на землю (Лук.2,1-2). Когда Господь Иисус был распят, в Риме царствовал кесарь Тиверий (Ин.19,13-19).

Столетиями Римская держава находилась на главном пути мировой истории. Только в 395 г. после Р.Хр. она распалась на две части: восточный и западный Рим. Две "железные голени" в пророчестве Даниила указывают на это разделение (Дан.2,33.40-43).

Но и время "железного" владычества пришло к концу. В 476 г. после Р.Хр. Дал западный Рим, примерно 1000 лет спустя ему последовал в этом и восточный Рим (1453 г. после Р.Хр.).

Итак, все четыре мировых царства - это прошедшая история; они появились согласно пророчествам о них, пережили свой расцвет и пришли снова в упадок. Камень же, который имеет особое значение в этом пророчестве и который "оторвался от горы без содействия рук" (Дан.2,34), мы рассмотрим впоследствии ближе!

Сон Навуходоносора о четырех мировых царствах
Дан.2,1-49
золотая голова
первое мировое царство
ВАВИЛОН
606-536 гг. до Р.Х.
серебрянная грудь
второе мировое царство
МИДО-ПРЕРСИЯ
536-333 гг. до Р.Х.
медные бедра
третье мировое царство
ГРЕЦИЯ
333-31 гг. до Р.Х.
железные голени
четвертое мировое царство
РИМ
с 31 г. до Р.Х.
Истукан, которого видел Навуходоносор во сне, имел человеческий образ. Итак, с Вавилонского царства началось правление человека на земле, которое постоянно выставляет себя во внешнем блеске

2. Видение четырёх зверей

Во время правления Валтасара в Вавилоне Даниил получил ещё одно великое откровение от Бога.

"Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моём "четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого" (Дан. 7,2-3).

Какую взаимосвязь между этими четырьмя большими зверями имеет в виду Св. Писание, нам объясняют ниже некоторые стихи:

"Эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли"(Дан.7,17).

Эти четыре царства мы уже знаем. Это мировые державы: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим, которые десятилетия перед этим уже видел Навуходоносор в своём сне. В то время они были представлены в отдельных частях блистающей человеческой фигуры (Дан.2,31-45), теперь же они появились здесь в виде четырёх больших зверей. Так или иначе здесь идёт речь об одних и тех же царствах, потому что история не знает никаких других подобных им царств.

При более внимательном рассмотрении мы видим, что в Дан.7 главе, описаны не нормальные животные, а показаны звериные чудовища, бестии. Они названы так:

Первый зверь был "как лев, но у него крылья орлиные" (Дан.7,4), второй был похож на медведя, которому было сказано: "ешь мяса много!" (Дан.7,5). Третье чудовище было подобно барсу, но имело четыре крыла и четыре головы (Дан.7,6), и четвертым зверем была страшная, всё сокрушающая бестия с десятью рогами (Дан.7,7).

Подобные звериные чудовища не встречаются нигде во всём творении Божием. Несмотря на это, Даниил свидетельствует здесь точно о том, что Господь показал ему, ибо он "записал этот сон" (Дан.7,1). Итак, для нас остаётся открытым вопрос о значении этого видения. При этом мы должны заметить, что для Слова Божия подобные изображения не являются чуждыми. Он часто употребляет такие картины для обозначения невидимой духовной реальности. Так, например, Господь Иисус называет в Новом Завете невидимые сатанинские силы "змеями и скорпионами", наступать на которые он дал власть Своим ученикам (Лук. 10,19). Подобным же образом Ветхий Завет говорит о "львах и драконах" (Пс.90,13). В Откровении сатана описан как "большой красный дракон" (От. 12,3.9). Точно так обстоит дело с этим новым откровением Даниила. Каждому мировому царству соответствует одно из четырёх животных. Итак, здесь приведены четыре сравнения: Вавилон сравнивается со львом, Мидо-Персия - с медведем, Греция - с четырёхглавым барсом, а Рим сравнивается с ужасным зверем с десятью рогами. При этом в 7-ой гл. Даниила речь идёт не о связи этих царств с какими-либо животными, но о том, что эти царства явят себя в звериной сущности. Таким образом становится понятным: если во сне Навуходоносора эти царства показаны в их внешнем блеске, то в видении четырёх зверей открывается нам их скрытая демоническая сущность в образе хищников.

Видение Даниила о четырех зверях
Дан.7,1-28
лев
лев
первое мировое царство
ВАВИЛОН
606-536 гг. до Р.Х.
медведь
медведь
второе мировое царство
МИДО-ПРЕРСИЯ
536-333 гг. до Р.Х.
четырехглавый барс
четырехглавый
барс
третье мировое царство
ГРЕЦИЯ
333-31 гг. до Р.Х.
ужасный зверь с 10-ю рогами
ужасный зверь
с 10-ю рогами
четвертое мировое царство
РИМ
с 31 г. до Р.Х.
Звериные чудовища, которые были показаны Даниилу в ночном видении, открывают внутреннюю сущность, демоничкский характер четырех внешне роскошных держав

3. Человек без Бога становится зверем

Вавилон, Мидо-Персия, Греция и Рим были царства без Бога. Они не только без Бога, но даже были направлены против Него или старались быть вместо Бога.

Когда Бог сотворил человека, Он дал ему власть владычествовать над всею землею (Быт.1,28), Он заключил союз с Адамом (Ос.6,7) и поручил человеку управлять этой прекрасной землею для Бога. Человек же согрешил и сделался рабом греха и смерти. С этого времени он оказался в оковах сатаны и следует его голосу: "Вы будете как боги" (Быт.3,5). Он хочет управлять этой землёй как Бог, но при этом быть независимым от своего Творца.

Уже однажды, во время строительства Вавилонской башни, Бог должен был "рассеять человечество по всей земле", потому что люди хотели воздвигнуть Вавилон и тем самым построить мировое царство, направленное против Бога (Быт.11,1-9). Он избрал Себе Авраама, образовал народ Израильский и сделал Иерусалим Своим жилищем и центром мира.

Когда же Израиль оказался непослушным Богу и впал в идолопоклонство, возникли, начиная с 586 г. до Р.Хр., четыре мировых царства, пиком которых стал Вавилон.

Четвёртая глава книги Даниила описывает гордость и падение первого владыки этих четырёх держав, вавилонского царя Навуходоносора. В своей гордой речи он хвалил самого себя:

"Это ли не величественный Вавилон, который построил я в дом царства силою моего могущества и в славу моего величия!" (Дан. 4,27).

Подобное поведение примечательно для грешного гордого человека. Он обожествляет самого себя и уподобляет себя Богу. Как мы это скоро увидим, подобным же образом будет описана сущность грядущего антихриста, который однажды будет "выдавать себя за Бога" (2Фес.2,4).

Высокомерие вавилонского царя привело его к страшному падению: Бог отнял у него на семь лет царство. "И отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы" (Дан.4,30).

Так опустился Навуходоносор, "золотая голова" (Дан.2,38), буквально до состояния зверя, пока он, наконец не покаялся. Библия же этим выразительно и ясно показывает нам всё, что внешне блестит и высоко в глазах людей, в действительности внутри носит звериный характер. Безбожный царь должен был как скотина лежать на поле для того, чтобы обнаружить перед всем миром свою собственную звериную сущность.

"Гуманизм без божественности приводит к звериному подобию!" - это значит:

"Человеческая сущность без божественной приводит к звериному естеству!", или:

"Человек без Бога становится зверем!"

Часто властелины, диктаторы, кесари и цари на земле уподоблялись ужасным хищникам. Они угнетают народ, грабят его, ведут войны и тем самым проливается много крови. Где же царствуют без Бога и вместо Бога, там не только цари, но и подчинённые становятся зверями.

Последним таким чудовищем, которое будет бесчинствовать в безбожном и демонизированном мире, будет антихрист!