LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Слова и поступки Иисуса

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

Главное учение Иисуса о конце времен мы находим в так называемом «малом апокалипсисе»: 13-й главе Евангелия от Марка, 24-й главе Евангелия от Матфея и 21-й главе Евангелия от Луки. Он открывается пророчеством о падении Иерусалима: «... все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне» (Мк. 13:2). Это побудило четырех учеников задать Иисусу вопрос: «Когда это будет, и какой признак, когда все сие должно совершиться?» (13:4). Поскольку далее Иисус говорит о конце времен, а не о разрушении Иерусалимского храма, неизбежно возникает некоторое недоумение. Может быть, ученики спрашивают об одном (о Храме), а Иисус говорит им о другом (о конце времен)? Или наоборот? Или все они говорят об одном и том же? Автор предполагает, что мы знаем нечто такое, чего за давностью лет, конечно же, знать не можем. Возможно, разрушение Храма автоматически означало конец света, по крайней мере для какой-то группы людей? Или нет?

Следующий за Мк. 13:2 фрагмент являет собой образец апокалиптического стиля. Но тут есть определенное отклонение от типичного апокалиптического произведения: поскольку Иисус ничего не писал, Марк был вынужден прибегнуть к разговорной манере изложения. Далее идут признаки — все уже перечисленные иудейскими пророками, кроме двух новых: верующие подвергнутся гонениям (ст. 9) и Евангелие (Благая весть о Христе) должно быть проповедано «во всех народах», прежде чем наступит конец (ст. 10). Дейвид Уэнхем считает, что «малый апокалипсис» был в ходу как самостоятельное произведение задолго до составления синоптических Евангелий, частью которых он стал. Это наводит на мысль, что устное изложение как средство распространения христианского учения использовалось очень непродолжительное время после воскресения Христа. Этот аргумент ясно отражает атмосферу, в которой пробивала себе дорогу новая вера: очень много было заимствовано у иудаизма в ожидании близкого конца, и теперь христианское учение подтверждало это.

Традиционному для апокалиптического стиля языку этих фрагментов не достает акцента на бессмысленность разрушения. Безусловно, конец пугает, но все ужасы описаны в контексте более оптимистической вести. Учение Иисуса предлагает выход: покорность перед лицом разгневанного Бога. Это обещание является исполнением древнего пророчества примирения с Богом, достигаемого с помощью любви к людям Сына Божьего и подкрепляемого их любовью к Нему и друг к другу.

Слова Иисуса подтверждаются Его делами. Мысль о том, что поступки человека имеют такое же значение, как и слова, была хороши знакома иудеям в то время. Первые последователи Иисуса знали иудейских пророков; они были хорошо осведомлены, что Иеремия купил участок земли как раз перед вторжением вавилонян, и это было знаком от Бога, что однажды земли будут возвращены жителям и они вновь будут покупать «домы и поля и виноградники» (Иер. 32:15). Они также знали, что Осия сохранил любовь к своей неверной жене, и это символизировало верность Бога Своему народу. Полный скрытого значения поступок Осии был вызван повелением Бога: «Иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа» (Ос. 1:2). Поэтому, когда Иисус после крещения у Иоанна, признанного пророка, избрал в ученики двенадцать человек, Его поступок тоже был исполнен глубокого смысла. Это намек на двенадцать колен Израилевых, которые были рассеяны, но теперь собрались вокруг Христа. Это пророческое действие и признак конца. Многие поступки Иисуса также имеют особое значение вне их непосредственного контекста, особенно в Евангелии от Иоанна: превращение воды в вино на брачном пире, чудесное насыщение тысяч людей, воскресение Лазаря, бывшего мертвым в течение трех дней.

Авторы Евангелий прилагают немало усилий, чтобы подчеркнуть преемственность между иудейскими писаниями и учением Иисуса; они выделяют события, которые могли бы символизировать начало новой истории Израиля, отмеченное рождением Иисуса и ведущее к «утешению Израиля» — исполнению еврейских надежд и ожиданий. Эпизод из 2-й главы Евангелия от Луки, где благочестивый иудей по имени Симеон благословляет младенца Иисуса, символизирует и эту преемственность, и это исполнение: «...видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля» (ст. 30—32).

Учение Иисуса о последнем времени отличается также от учений Его современников. Тогда как в иудейских апокалиптических сочинениях на первый план выходили космические мистерии и перечисление признаков и событий последнего времени, в учении Иисуса этому уделялось мало внимания. Иисус сосредоточивает внимание на том, каково должно быть, в свете всех предстоящих событий, поведение Его последователей. Его учение просто: они должны быть всегда настороже, всегда готовыми к концу и к Божьему суду.

То, что могло восприниматься как слишком мрачное и невыразительное, Иисус объясняет с помощью притч. Такова, например, история, которую часто называют притчей «о мудрых и неразумных девах» в Мф. 25. Десять дев ждут жениха, чтобы проводить его к невесте. Вероятно, в жизни все это происходило при дневном свете, когда не было нужды в каком-то дополнительном освещении. Однако в притче жених (обычная метафора для Иисуса) задерживался, и пять из дев, не имея масла в своих светильниках, были застигнуты врасплох. К тому времени, когда они достали масла, было уже слишком поздно — свадебный пир начался и их не впустили. Поскольку, по словам Иисуса, никто, кроме Бога, не знает, когда придет конец, христиане должны быть готовы к концу и к суду, каким бы маловероятным им ни казался его приход. Этому всегда учила христианская церковь. Епископ Кен выражает это словами своего гимна:

Искупи растраченное время
И проживи этот день, как последний.
Заботливо возделывай свой талант,
Готовясь к великому дню.