на главную |
|||
Апокалипсис Иоанна из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд Книга Откровение, иногда называемая Апокалипсисом или Откровением Иоанна Богослова, оказывала самое глубокое влияние на эсхатологическую мысль с момента своего появления в конце первого столетия н. э. Преобладающие в книге символизм и мифологический язык вплоть до настоящего времени оказывают влияние на способ выражения как христианских, так и мирских представлений о конце. С самого начала ясно, что Откровение — это литературный труд в стиле Книги Пророка Даниила и последующих иудейских апокалиптических писаний. Иоанн начинает словами: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре». Однако Иоанново видение конца намного сложнее всего появившегося ранее, а выразительный ряд соответственно расширен. Иоанн использует образный язык, доведенный до предела возможного в попытке передать словами видение, содержание которого не поддается словесному выражению. Толкователи, чья изобретательность подверглась испытанию, столкнувшись с символизмом Даниила, получили здесь большое поле для маневра. Иоанн не ограничивается традиционными чертами апокалиптического стиля, унаследованными от его иудейских предшественников, хотя они, безусловно, присутствуют (например, детали бедствий в 16-й главе Откровения являются разработкой традиционных признаков конца). Некоторые из его картин созданы по образцу ветхозаветных пророков. Так, видение Божьего престола в Отк. 4:2—3 перекликается с Иез. 1:26—28, хотя, в отличие от Иезекииля, Иоанн не пытается описать вид Самого Бога. Его видение показывает также исполнение пророчеств, например, поражение Гогаи его армий (Иез. 38:18), описанное в Отк. 20. Кроме того, Иоанн заимствует образы и легенды из греческой и римской истории и литературы (включая легенду о возвращении мертвого Нерона), хотя большинство образов созданы им самим. У Иоанна появляется истинная христианская эсхатология с Христом — Агнцем, Который был заклан, — вместе с Богом-Отцом в центре всего. Еще один уровень значения может быть внесен социальным и историческим контекстом Книги Откровение. Автор социолингвистического анализа представляет его продуктом социальной оппозиции, отмеченным «непрекращающимся вербальным протестом против безбожников» и использующим язык верующих, которые противостоят дьяволу и Римской империи. Я буду неоднократно возвращаться к Книге Откровение, рассматривая признаки и толкования времени конца. Эта книга полна чудесной поэзии, которая особенно ощутима в хвалебных гимнах и в видении нового неба и новой земли. Да, по словам одного комментатора (который имеет в виду, в частности, 20-ю главу Откровения), это «рай чудаков и фанатиков, с одной стороны, и сторонников буквального понимания закона — с другой. Она изобилует вопросами». Несомненно одно: стоит кому-то завести речь о последнем времени, он обязательно вспоминает о Книге Откровение.
|