LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Бог. Имя Бога. Троица. Кто есть Бог

Имена, под которыми являл себя Бог, весьма различны.

1. Эль (Еl), "сильный или могущественный". Так часто говорится о Боге, особенно в книгах Иов и Псалмы (Иов. 5,8; Пс. 22,1 и т.д.), и о Господе Иисусе (Ис. 9,6). Кроме того, так называются и лжебожества (Пс. 81,9; Дан. 11,36, Пс. 29,1;82,1).

2. Элоах (Элах), Элохим (Eloah (халдейское Elah), Elohim). Наиболее распространенные имена Бога Творца, того, кто общается с человеком, верховного Божества (Быт. 1,1-31; проходит через весь Ветхий Завет до Мал. 3,18). Эти слова также обозначают представителей Бога, таких, как ангелы и судьи (Исх. 22,28; Пс. 82,6), и лжебогов (Лев. 19,4). Наиболее часто встречается слово Элохим (Elohim), во множественном числе, обозначающее множественность власти и величия. Когда оно обозначает одного истинного Бога, часто добавляется артикль.

3. Иегова (Jehovah). Это имя в отношениях с людьми, особенно с Израилем, временно принятое Богом. Оно происходит от havah, "существовать", и может быть расширено так: "Тот, кто есть, был и грядет". Таким образом, Бог являет себя как присносущий, то есть находящийся вечно в себе, Он всегда один и тот же (сравни Евр. 1, 12).

Может показаться, что вышеупомянутые "отношения" изменились по сравнению с отношением Бога-Творца в Быт. 1 до Господа Бога в гл. 2, когда человек уже поставлен в отношения с Богом. И вновь, в гл. 7,16, Бог повелевает Ною сделать ковчег, а Господь затворяет за ним. К несчастью, имя Господь (Иегова) редко встречается в авторизованной версии. Обычно там встречается слово "Господь" (иногда Бог), напечатанное уменьшенными прописными буквами (четырех местах в авторизованной версии сохранено имя Иегова, а именно: Исх. 6,3; Пс. 83,18; Ис. 12,2;26,4).

Существует сокращение имени Иегова - Ях (Jah), которое в авторизованной версии также переведено как "Господь", кроме Пс. 68,4, где Израиль призван петь Богу и превозносить его, "имя ему: Ях (Jah)" - в русском переводе: Господь (прим.ред.). Слово Jah означает абсолютное владычество Сущего, в то время как имя "Господь" было открыто Израилю как то имя, на которое они могли рассчитывать. "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (Иегова)" (Исх. 3,14). Здесь используется слово Ehyeh, образованное от того же корня, что и Иегова: Вечно Сущий, Тот, кто был, есть и грядет.

4. Шаддаш (Shaddai), "Вседержитель", еще одно имя Бога, и часто оно так и переводится, особенно в книге Иов, без присоединения других имен (Иов. 6,4.14; Пс. 68,14, и т.д.). Иногда оно связано с каким-либо из вышеупомянутых имен; существовало также имя, под которым Он был особо известен патриархам, - Эль-Шаддаи (Еl Shaddai), "Бог всемогущий" (Исх. 6,3); этот отрывок означает не то, что патриархи не слышали имени Иегова, но то, что это имя для них не было особым.

5. Элион (Elyon), "Всевышний", другое имя Бога, используется отдельно, как во Втор. 32,8; 2 Сам. 24,14 и в Дан. 4,17-34 (от родственного слова), или же к нему добавляется одно из вышеупомянутых имен, и тогда оно переводится как "Бог всевышний" (Быт. 14,20) или "Господь всевышний" (Пс. 7,17). Оно не доверено Израилю, ибо Он есть "Всевышний над всею землею" (Пс. 83,18).

6. 7. Адон (Adon) и Адонаи (Adonai), во множественном числе Адоним (Adonim), - все эти имена переведены как "Господь", встречаются довольно часто, при этом возможны следующие сочетания:

Адон Иегова, Adon Jehovah (Исх. 23,17), "Владыка Господь", the Lord God.

Адон Иегова Элохим, Adon Jehovah Elonim (Ис. 51,22), "Господь твой, Господь и Бог твой", the Lord, the Lord and thy Got.

Адон Иегова Саваоф, Adon Jehovah Sabaoth (Ис. 19,4), "Господь, Господь Саваоф", the Lord, the Lord of hosts.

Адонаи Элохим, Adonai Elohim (Пс. 86,12), "Господи, Боже мой": сравни Дан. 9,3.9.15, О Lord my God.

Адона Иегова, Adona Jehovah (Втор. 9,26), "Владыка Господи", часто встречается, О Lord God.

Адонаи Иегова Саваоф, Adonai Jehovah Sabaoth (Иер. 2,19), "Господь Бог Саваоф", the Lord God of hosts.

Эль Элохим, El Elohim (Быт. 33,20), Элеохе (Elelohe), Израиль (Быт. 46,3), "Бог, Бог отца твоего", God, the God (of thy father).

Эль Элохим Иегова, El Elohim Jehovah (И. Нав. 22,22), "Господь Бог богов", the Lord God of gods.

Эль Шаддаи, El Shaddai (Быт. 28,3, и т.д.), "Бог всемогущий", Got Almighty.

Ях Иегова, Jah Jehovah (Ис. 26,4), "Господь Бог", Lord Je hovah.

Иегова Адон, Jehovah Adon (Неем. 10,29), "Господь Бог наш", the Lord our Lord.

Иегова Адонаи, Jehovah Adonai (Пс. 68,20), "Господь Вседержитель", God the Lord.

Иегова Эль, Jehovah El (Пс. 31,5), "Господи Боже", О Lord God.

Иегова Элохим, Jehovah Blohim (Быт. 9,26 и т.д.) "Господь Бог" the Lord God.

Иегова Элохим Саваоф Адонаи, Jehovah Elohim Sabaoth Adoriai (Aм. 5,16), "Господь Бог Саваоф, Вседержитель", the Lord, the God of hosts, the Lord.

Иегова Иегова Эль, Jehovah Jehovah El (Исх. 34,6), "Господь, Господь, Бог", the Lord, the Lord God.

Иегова Саваоф, Jehovah Sabaoth (Иер. 46,18), "Господь Саваоф" the Lord of hosts.

Иегова Саваоф Элохим, Jehovah Sabaoth Elohim (Иер. 27,4, и т.д.), "Господь Саваоф, Бог Израиля", the Lord of hosts, the God (of Israel).

Имена в сочетаниях с именем Иегова:

Иегова-ире. Имя, означающее "Господь усмотрит"; было дано Авраамом месту где ему было велено принести во всесожжение сына своего Исаака в память о том, что Бог предусмотрел овна, чтобы заменить им Исаака (Быт. 22,14). И вдобавок было сказано: "на горе Иеговы усмотрится", поэтому некоторые связывают это с горой Мориа в Иерусалиме, однако Писание не открывает, что это была за гора.

Иегова Нисси. Название, означающее "Господь знамя мое". Так Моисей назвал жертвенник, который устроил после того, как поразил Амалика (Исх. 17,15).

Иегова-цидкену. Имя, означающее "Господь - оправдание наше". Так будут называть Господа Иисуса, когда Он будет царствовать над возрожденными Иудеей и Израилем в тысячелетнем царстве. Иерусалим тоже наречется тем же именем (Иер. 23,6;33,16; примечание).

Иегова Шалом. Имя, означающее "Господь мира", которым Гедеон нарек жертвенник, устроенный им, когда ему явился Господь, и он испугался, что умрет. Господь сказал ему: "Мир тебе, не бойся, не умрешь" (Суд. 6,24).

Иегова Шамма. Имя, означающее "Господь там". Так наречется Иерусалим, когда получит тайное благословение в тысячелетнем царстве (Иез. 48,35; примечание).

Истинное произношение слова "Иегова" считается утраченным. Иудеи, читая Ветхий Завет, никогда не произносят его (стесненные интерпретацией Лев. 24,16), но говорят: " Имя", " Великое и ужасное имя" и т.п.

В Новом Завете слово Теос (Theos) постоянно переводится как "Бог", а слово Куриос (Kyrios) обычно соответствует слову "Господь". В Ветхом Завете последнее используется в Септуагинте в качестве перевода слова "Иегова", так как в Новом Завете оно часто представлено словом "Господь", и в этом случае это слово часто, если не всегда, употребляется без артикля, как в Матф. 1,20.22.24 и т.д. Господь также назван "Вседержителем" (Откр. 1,8, и т.д.); кроме того, имеется несколько составных имен, как в Ветхом Завете:

Бог Вседержитель (Откр. 16,14;19,15); Got Almighty.

Господь Вседержитель (2 Кор. 6,18); Lord Almighty.

Господь Бог Вседержитель (Откр. 4,8;11,17;15,3;16,7;21,22); Lord Got Almighty.

Господь Саваоф (Рим. 9,29; Иак. 5,4); Lord of Sabaoth.

Особым именем Бога в Новом Завете в отношениях со своими святыми является имя Отец: это имя в предвосхищении использовалось в беседах Господа со своими учениками, однако обрело реальность лишь после его воскресения, когда Он послал весть: "Восхожу к Отцу моему и Отцу вашему, и к Богу моему и Богу вашему" (Иоан. 20,17).

ТРОИЦА. Исходя из этого термина следует, что Отец есть Бог (Фил. 2,11;1 Фес. 1,1 и т.д.). Господь Иисус есть Бог (Ис. 9,6; Матф. 1,23; Иоан. 1,1; Рим. 9,5; Фил. 2,6; Кол. 2,9; 1 Тим. 3,16; Евр. 1,8). Святой Дух есть Бог: "Дух Бога носился над водой" (Быт. 1,2). Анания солгал "Духу Святому", "Богу", а Сапфира - "Духу Господа" (Д-ап. 5,3.4.9.); "Духу Бога" (1 Кор. 2,11;3,16 и т.д.). То, что существуют три божественные личности, если можно так выразиться, очевидно из Писания. Отец послал Сына, и тот пришел на землю. Отец послал Святого Духа, и Господь Иисус послал Святого Духа, и Святой Дух сошел с небес. Он является божественной личностью, чему имеется множество доказательств (смотри Святой Дух). Но лишь одия Бог.

Писание открывает то, что есть Бог сам по себе: "Бог есть любовь" (употребляется в буквальном смысле, 1 Иоан. 4,8), и "Бог есть свет" (в относительном смысле, в противоположность тьме, 1 Иоан. 1,5), а Христос - это выражение и того и другого в человеке. Основным из атрибутов и особенностей Бога, выраженных в Писании, являются:

1) его вечность (Авв. 1,12; Рим. 1,20);

2) незримость (Кол. 1,15);

3) бессмертие (Пс. 90,2; Тим. 1,17)

4) всемогущество (Иов 24,1; Матф. 19,26); Он "единый сильный" (1 Тим. 6,15);

5) вездесущность (Пс. 139,7-10; Иер. 23,23.24);

6) всеведение (1 Хрон. 28,9; Ис. 42,8.9; Римл. 8 29.30; Евр. 4,13);

7) неподкупность (Рим. 1,23; Иак. 1,13);

8) неизменность (Мал. 3,6; Иак. 1,17);

9) мудрость (Пс. 104,24; Рим. 1 33-36);

10) святость (Пс. 47,8;99,3.5; Откр. 4,8);

11) справедливость (Пс 89,14; 2 Тим. 4,8);

12) благодать и милосердие (Пс. 136; 2 Кор. 1,3; Еф. 2,4);

13) долготерпение (Исх. 34,6; Рим. 9,22);

14) верность (Пс. 36,5; Евр. 10,23).

Извечная власть и божественность Бога могут быть познаны в творении (Рим. 1,20), однако Он явил себя в личности Христа (Сыне и вечном Слове). Богу также было угодно открыть себя в своем записанном слове. Его намерения, его пути, и то, что Он совершил ради греховного человека - все это требует всеобщего благоговения, восхищения и почитания.

Источник: Краткий Библейский словарь, GBV