на главную |
|||
Сатана Имя, которым назван дьявол, самый главный враг Бога и человека. То же самое имя, можно сказать, встречается и в еврейском, и в греческом и в английском языках и означает "противник"; именно это слово использовано в некоторых отрывках, где речь идет о других противниках: сравни Числ. 22,22; 1 Цар. 11,14.23.25. Именно сатана с самого начала соблазнил Еву, ибо и так ясно, что дракон, древний змей, дьявол и сатана - все представляют собой злого духа (Откр. 20,2). Сатана был опасным врагом народа Божьего в ветхозаветные времена (1 Хрон. 21,1). Он искушал Господа Иисуса, который называл его сатаной. Он же - искуситель и враг святых Бога и всего человечества по сей день. Он стремится свести на нет результат благовествования. Он похищает добрые семена, посеянные в сердце человека (Матф. 13), и ослепляет умы неверующих, чтобы свет евангелия славы Христа не светил им. Бог противодействует его попыткам, иначе никто не спасся бы. Далее, чтобы помешать делам Бога, сатана возбуждает еретиков, чтобы они смешались со святыми и развратили их греховным учением, как показано в притче о пшенице и плевелах. Он ходит вокруг как лев рыкающий, ищущий, кого бы пожрать, но святым велено сопротивляться ему, и он отойдет от них. Власть над смертью, которой обладал сатана, Христос уничтожил своей смертью. Святые предостерегаются относительно его уловок, ибо он прикидывается ангелом света, проповедником морали. Бог предусмотрел совершенное оружие для святых, чтобы они могли противостоять сатане и всем его уловкам и хитростям: Он дал им меч духовный (слово Бога) как оружие нападения (Еф. 6,11-18). Происхождение сатаны точно неизвестно. Однако, если отнести на его счет стихи 12-19 из Иез. 28, в которых говорится о царе Тира, то, как в древности предполагали в церкви, и это может быть верно, сатана представлен помазанным "херувимом осеняющим", одежды его были украшены всякими драгоценными камнями и золотом, он сверкал отраженным светом, он находился в Едеме, в саду Бога, на святой горе Бога. Он был совершен в путях своих со дня сотворения своего, пока не обнаружилось в нем беззакония. Тир в своей мирской мудрости и красоте представлен творением князя и идола этого мира. В конце концов он будет низвергнут как богохульник и найдет участь свою в огненном озере. В Послании Иуды разговор Михаила Архангела с сатаною являет собой пример самообладания и достоинства. Он не решился произнести укоризненного суда, но сказал: "Да запретит тебе Господь". Это предполагает, что сатана обладал достоинством, и хотя затем пал, к нему все еще относились с уважением. Подобным образом и жизнь Саула казалась священной в глазах Давида, поскольку он был помазанником Божьим, хотя потом пал, согрешив. То, что сатана был поставлен, когда был благочестивым, подтверждается и тем фактом, что Христос на кресте отнял силы у начальств и властей (eksoysia), a не просто у держав (Кол. 2,15). Выражения "князь мира сего", "идол мира сего", "князь, господствующий в воздухе", - все относятся, по-видимому, к сатане. Когда Господь был искушаем в пустыне, сатана, показав ему все "царства вселенной", обещал дать ему власть над всеми этими царствами и славу их, если Он поклонится ему, добавив: "Ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее" (Лук. 4,5.6). Из книги Иов мы узнаем, что сатана имел доступ к Богу на небеса. Но близится день, когда Михаил Архангел и ангелы Бога вступят в борьбу с сатаной и его ангелами и последние будут низринуты с небес. Это, по-видимому, говорит о том, что сатана занимает свое место на небесах, которое изначально было отведено ему Богом. Во время тысячелетнего царства сатана будет заключен в бездну, затем отпущен на некоторое время, но в конце концов он будет брошен в огненное озеро, место, уготованное для него и его ангелов. Когда родился Иисус, сатана пытался его погубить (Матф. 2,16; Откр. 12,1-5). В конце служения Господа сатана был главным виновником его смерти. Чтобы это свершилось, сатана вошел в Иуду предателя, в то время как известно, что в других случаях человеком овладевают бесы, а не сам сатана. Когда Господа схватили, Он сказал, обращаясь к иудеям: "Теперь - ваше время и власть тьмы". Но Христос одержал духовную победу: своею смертью Он обезоружил того, кто имел власть над смертью, то есть дьявола. Он пленил плен. Но сатана все еще действует и будет творить зло, и, когда его низвергнут на землю, он будет духом троицы зла. Он отдаст свой престол и власть зверю, то есть возрожденной Римской империи, которой будет управлять антихрист (Откр. 13). Он также будет вождем народов, который возглавит последнюю битву против стана святых (гл. 20,7-9). Замечательно то, что несмотря на злобность сатаны, Бог использует его с целью наставления святых, как в случае с Иовом, но допускает это зло только в угодных для себя пределах. Павел, наделенный властью апостола, предавал некоторых сатане во измождение плоти (1 Кор. 5,5; 1 Тим. 1,20). Жало в плоти, которое имел сам апостол Павел, было ниспослано ему от сатаны, чтобы жалить его, чтобы Павел не превозносился чрезвычайностью откровений, потому что эти замечательные откровения были даны ему на третьем небе. Важно помнить, что сатана в сущности - побежденный враг, ибо он разоблачен и не может тронуть ни одного христианина, разве что по дозволению Бога и под его контролем, да и то, когда Отец наказывает человека для его же блага. Слово "дьявол" происходит от слова "перечеркивать", и потому в иносказательном смысле означает "нападать или вредить с помощью клеветы", потому сатану называют "клеветником братии" (Откр. 12,10; сравни Зах. 3,1.2). Сатана и дьявол - понятия тождественные, когда о дьяволе говорится в единственном числе. В авторизованной версии Нового Завета, где слово "дьявол" употребляется во множественном числе, под "дьяволами" всегда подразумеваются "бесы". Источник: Краткий Библейский словарь, GBV
|