LastDays.rhema.ru-Сайт о Последнем Времени
на главную


Библейские признаки

из книги "Последнее время: история вопроса" Паула Клиффорд

Библейские признаки — и те, которые произошли от них, — указывают путь к хаосу: возвращение к первобытному состоянию, ко времени творения, когда «земля... была безвидна и пуста, и тьма над бездною...» (Быт. 1:2). Колесо, по-видимому, сделало полный круг: признаки конца грозят нам погружением в туже бездну, из которой мы вышли.

Признаки, перечисленные папой Григорием, можно разделить на две категории. Есть признаки, полностью независимые от человека, которые могут иметь место в космосе (затмения на небе) или в естественном мире (не соответствующие времени года явления: бури и землетрясения). И есть другая категория признаков — явления, напрямую связанные с человеком, или с тем, что они осуществляются человеком (войны), или же воспринимаемые людьми как результат взаимодействия человека и природы (голод и мор). Хаос, на который указывают эти признаки, является неотвратимым и всеобъемлющим: это хаос в природе, в человеческих отношениях и во взаимодействии человека и природы.

Такую группировку признаков можно проследить как в Ветхом, так и в Новом Завете, хотя и с различными акцентами. Первая глава Книги Пророка Иоиля посвящена детальному описанию голода, вызванного нашествием саранчи и засухой. От голода страдают как люди, так и животные. Это пророчество о событиях, предшествующих дню Господню, может быть, во многом отражает современное положение человечества. Вторая глава Книги Пророка Иоиля описывает земные и космические катаклизмы перед пришествием воинства Господня:

Перед ними потрясется земля, поколеблется небо, солнце и луна помрачатся и звезды потеряют свой свет.

Единственный отсутствующий здесь элемент — конфликты между людьми — по-видимому, утратил свою актуальность ввиду обрушившегося на них жестокого голода.

Вот как Иисус описывает признаки приближения конца (Мф. 24:7,29):

Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам... <...> И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небеснце поколеблются...

Эти стихи перекликаются со стихами 6-й главы Откровения, где те же события изображены символически: сидящему на рыжем коне дано было «взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга» (ст. 4); еда продавалась по невероятно высокой цене, что указывает на голод («хиникс пшеницы за динарий», ст. 6); четвертому всаднику дана была власть умерщвлять голодом и мечом (ст. 8), и, наконец, следовало драматическое описание ужасного землетрясения, выходящего за рамки всего, что можно встретить в иудейских или христианских писаниях, — приходил конец самому космосу:

И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; и звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои; и небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих (Отк. 6:12— 14).

Есть один особый признак, отличающий христианское представление о конце от соответствующих иудейских представлений, и он касается преследований — «скорби» святых, чье появление на небесах описано в 7-й главе Откровения. В отличие от признаков хаоса, преследования представляют собой поступательный процесс, и так же, как в случае с возрастанием порочности, невозможно указать на какой-то конкретный случай преследований как на говорящий о наступлении конца. Тем не менее предупреждение Иисуса Своим последователям зафиксировано во всех трех синоптических Евангелиях, и тема гонений подхвачена авторами новозаветных посланий, особенно Второго послания Петра, Второго послания к Фессалоникийцам и Первого послания Иоанна. Эта тема выражается с помощью еще одной категории признаков, присущих христианским писаниям: христиане поймут, что конец близок, когда появятся люди, чьей задачей будет сбить верных с пути и разрушить их веру (хотя целью писаний по-прежнему остается ободрение верующих):

И многие лжепророки восстанут и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется (Мф. 24:11-13).

Явление лжепророков и, наконец, антихриста, который фигурирует в Первом и во Втором посланиях Иоанна и на которого намекает вторая глава Второго послания к Фессалоникийцам, — это именно христианский признак конца.

Нетрудно понять, какой притягательной силой обладали эти признаки. Их удивительная способность захватывать воображение на протяжении веков отражена в литературе и искусстве, а их устрашающая сила все возрастает. Они затрагивают все, чему мы обязаны своим существованием: пищу и свет, здоровье, климат, личную безопасность. Неудивительно поэтому, что они воспринимаются не просто как предупреждение о грядущих бедствиях. Всякий, кто поставит своей целью отождествить какое-то природное явление или событие человеческой жизни с одним из признаков конца, сможет получить огромную власть над теми, кто поверит ему. Рассмотрим, как действовали налюдей указанные признаки с тех пор, как Иисус заимствовал их у иудеев и прибавил к ним еще один — гонения на Его последователей.