на главную |
|||
Состояние вечности из книги "Откровение Иисуса Христа" Т.Б. Бэйнс Откровение 21,1-8 "И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет" (ст. 1). Эти слова взяты из обетования Божьего Израилю: "Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце. А вы будете веселиться и радоваться во веки о том, что Я творю; ибо вот, Я творю Иерусалим веселием и народ его радостию" (Ис. 65, 17-18). Однако, хотя и использован подобный стиль, в Новом Завете он приобретает гораздо более общее значение. Состояние в тысячелетнем царстве настолько отлично от прежде существовавшего, что оно образно описано как новое небо и новая земля; но контекст свидетельствует, что изменилось только нынешнее состояние и в физическом, и в нравственном смысле в правление Христа. Такова суть пророчества в Ветхом Завете, однако Новый Завет подводит нас к безграничной вечности, которая превосходит это время и повелевает нам воззреть на новое небо и новую землю этого бесконечного века. Петр говорит о верующих как об "ожидающих и желающих пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают". "Впрочем, - добавляет он, - мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда" (2 Петр. 3, 12-13). На тысячелетней земле царствует правда, однако продолжает существовать подавленная и осужденная злоба. Следовательно, едва ли можно сказать, что праведность еще пребывает на земле, то есть земля является подходящим местом пребывания для нее. Более того, день, о котором говорит Петр, следует за временем, когда "воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают". Следовательно, она исчезнет не после тысячелетия, а после и тысячелетия, и самого мира. Во время правления Христа физическое состояние земли значительно улучшится, но в тот век, о котором говорится в Откровении, она совершенно изменится. Прежде чем Он воссядет на великом белом престоле, "бежало небо и земля, и не нашлось им места". Теперь все стало обновленным. "И моря уже нет." Это подразумевает общее преобразование мира и его окружения, как и физического состояния тех, кто его населяет. Следовательно, эти новое небо и новая земля весьма отличаются от тех, которые упоминал Исайя. Следует отметить другую особенность. В стихах, которые мы сейчас рассматриваем, упоминается не Агнец, а только Бог. Это важное отличие от тысячелетней земли, где правит Христос, Которому она подчиняется как Сыну Человеческому. Это объяснит описанный Павлом ход событий. Он говорит: "Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится -смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15, 21-28). Итак, этот отрывок объясняет ход событий. Смерть появилась через человека, Христос занял Свое место как Человек, чтобы осуществить воскресение. Он Сам стал Первенцем новой твари, а затем и Его народ при Его пришествии. Далее следует Его правление, продолжаясь до полного покорения всех врагов. В этом правлении Он остается человеком, получив власть и силу от Бога и действуя в послушании Ему, Последний покоренный враг - смерть. Итак, это тот этап, на котором мы остановились в Откровении, - описано Его правление, покорение Его врагов, и после этого покорение и уничтожение смерти. Что же происходит потом? Христос приносит царство Отцу, и Бог, не Отец, а Бог Отец, Сын и Святой Дух есть "все во всем". Когда Богу поклоняются как Творцу (гл. 4), Сын невидим; Бог является один. И подобно тому, как в прошлом вечность была прежде, чем были созданы первые небо и первая земля, так и в будущем после исчезновения первого неба и первой земли будет вечность. Тогда вновь Бог будет всем, не исполняющим Свою волю посредством человека или даже Сына в Его человеческой сущности, но пребывая в Своей собственной извечной власти как Бог. Это мы и находим в кратком описании вечности, данном в Откровении. В этой вечности Церковь, представленная в образе святого города, а также как невеста, занимает славное место: "И я Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их" (ст. 2, 3). О новом Иерусалиме в тысячелетии сказано, что "престол Бога и Агнца будет в нем" (гл. 22, 3). В этом вечном состоянии Агнец не виден, ибо Христос отдал царство Отцу, и Бог есть все. Однако город будет продолжать, как и во время тысячелетия, быть местом пребывания Бога, ибо при нисхождении с неба слышится "громкий голос", говорящий: "Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними." Павел провозглашает верующих "утвержденными на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом" (Еф. 2, 20-22). Затем Церковь призвана быть местом пребывания Бога. Итак, это "жилище Божие Духом". В тысячелетии "престол Бога и Агнца будет в нем". В вечном состоянии Бог, Который есть все во всем, соделает ее Своей скинией. Такова чудесная судьба Церкви. Это "тайна, сокрывшаяся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия" (Еф. 3, 9-10). Однако Церковь возвратит себе славу жены Агнца. Поистине, Бог затем будет все во всем, и, наконец, Христос, как Человек, передаст Свое царство в руки Отца. Однако Христос, пусть не осуществляющий управление Божие как человек, никогда не прекратит быть человеком и не перестанет любить Церковь, "которую Он приобрел Себе Кровию Своей". Он будет продолжать любить ее как Свою плоть, и на новом небе, и на новой земле она явится "приготовленная как невеста, украшенная для мужа своего". Образ Церкви как скинии Божией напоминает стан в пустыне, где Бог, сойдя с небес, находит Себе место пребывания, подобное небесному, посреди Израиля, таким образом признав его Своим народом и явившись ему, чтобы быть его Богом. Это соответствие, однако, относится только к образу пребывания Бога среди них в скинии, приличествующей Его славе. В других же отношениях все противоположно тому. В пустыне были грех и смерть, утомительные странствия и неудовлетворенные надежды, удаление от Бога и испытания в пути. Но в этой извечной сфере блаженства не известны грех и смерть, или о них вспоминается только как о побежденных врагах. Здесь нет больше странствий, ибо все пребывает в покое для народа Божьего, нет больше ожиданий, ибо все желания сердца полностью удовлетворены. Удаление от Бога больше не известно, ибо прославленные святые достойны находиться в присутствии Того, Чьим "чистым очам не свойственно глядеть на злодеяния". И все испытания и бедствия в пустыне исчезли ради безоблачного покоя и веселия желанной земли. Как замечательна эта перемена! "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны" (ст. 4, 5). Какие чудеса сосредоточены в этих нескольких словах! Когда Бог сотворил мир и человека, Он увидел, что все было хорошо. Увы! Появился обманщик, и в эту чудесную сферу вскоре было внесено ужасающее опустошение. Вторгся грех, извращая создание, и этот мир, действующий независимо от Бога, стал пустыней смерти и бедствия, слез и боли. Но теперь Сын Божий соделан Человеком, чтобы искупить народ для Себя и для Бога, чтобы спасти его от грехов и привести его в такую зависимость, которая - и только она - может дать блаженство. Здесь мы видим блаженные и вечные плоды Его тяжкого труда - Бог в Своей безграничной святости способен занять Свое место в этом новом творении, распространяя блаженство Своей любви на счастливый и зависимый народ; все слезы высохли, смерть со своей мрачной тенью была изгнана, исчезли навсегда боль и бедствия. Таково блаженство множества тех, среди кого может пребывать Бог. Как это отличается от горестей и гибели мира, не знающего Его! Не скажут ли наши сердца со вздохом, что такие богатства славы вне нашего понимания? Как милосердно Бог снисходит до наших слабостей и укрепляет нашу веру! "И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны." Как же спасены эти блаженные? "И сказал мне: свершилось! Я есмь Алфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой; побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном" (ст. 6, 7). Как радостно после невыразимой славы, воссиявшей перед нашим взором, слышать, что Вечный, начало и конец, обещает завершить их ради нас и что они наши живые. Вторая смерть - это естественная участь человека, ибо "человекам положено однажды умереть, а потом суд". Однако жаждущему, чья истомленная душа нуждается в этом даре Божием, даровано от "источника воды живой". "А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Иоан. 4,14). Существуют два, и только два условия - жажда и покорность. "Побеждающий наследует все". Однако не означает ли это некие силу и почет в человеческом понимании? Не совсем так. "Сия есть победа, победившая мир, вера наша" (1 Иоан. 5, 4). Израиль победил войска фараона не собственной силой, а силой Божией. Нам, как и им, сказано: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне" (Исх. 14,13). Когда сатана обвинял братьев перед Богом, "они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего", то есть своей верой в дело Христово и слово Божие. И все это обращено против войска противников, которое сатана и его окружение могут собрать против нас, и "все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас" (Рим. 8, 37). Господь дает слово, что те, кто жаждет и уповает на Него, нищие, голодные грешники, которые пришли вкусить от Его бесконечной полноты, унаследуют всю эту исключительную благодать и славу, которые угодны Его сердцу. Увы, есть и другая сторона этой картины. "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов - участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая" (ст. 8). Какое суровое противопоставление! Теперь мы пребываем в вечности Божией, после того как все века этого мира прокатились своим чередом, в этом необузданном океане времени, простирающемся в бесконечное будущее. В этом беспредельном пространстве перед нами предстают две группы живущих, неизменных в своем нынешнем состоянии "во веки веков". Жаждущие, чьи уста стремятся к источнику живой воды, которые опираются на могущество Божие ради победы, унаследуют непостижимую славу и блаженство подле Него во веки веков Неверующие, сомневающиеся, которые отвергли повеление благодати Божией или же, предоставленные самим себе, преследовали желания и безумия своего извращенного сердца, обретут вечное мучение, нескончаемое бедствие второй смерти. Сквозь мрак этих густых туч не пробивается ни один луч света. Это окончательная, безвозвратная гибель. Возвращение и уничтожение - уловки врага, которыми сатана стремится обмануть свои жертвы, пока они не разобьются на камне вечного суда. Бог поддерживает неугасимый свет Своего слова, чтобы спасти людей от этих лжевождей и чтобы направить их взгляд в надлежащее русло, на Его собственный путь спасения, единственно с помощью которого они могут избегнуть Его гнева. Ему не угодна смерть грешника, и голос Того, Кто умер за потерянных, торжественно взывает: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас." Таким образом, в бессловесной гибели для неверующих и безоблачной славе для верующих кончается это краткое видение состояния вечности. "Смерть вторая" поглощает своей пастью отвергнувших благодать, тех, которые "более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы". Присутствие Бога, включающее все прочие блаженства, сияет веселием и славой над теми, кто веруют в Него. В Писании не встречается другого света, относящегося к этому периоду, это безграничное пространство будущего существования, в котором Бог есть все во всем. На мгновение мы приблизились к нему, чтобы взглянуть на эту необозримую протяженность, и нам позволено уловить проблеск небывалой славы и вопль бесконечного горя; затем упал занавес, и взор пророка обратился к другим видениям.
Жена Агнца (глава 19:5-10) |